Несколько слов о кавер-группах

Понятие «кавер-группа» стало обиходным в нашей стране сравнительно недавно, хотя само явление существует уже несколько десятков лет во всем мире под разными названиями. Среди множества англицизмов, во множестве приходящих в последнее время в речевой оборот русскоговорящих стран, «кавер» (от англ. cover — покрывать) означает главным образом, переигровку какой-либо, чаще всего известной (или не совсем) композиции, а «кавер-группа» — музыкальный коллектив, исполняющий её.

Однако, существует еще понятие «кавер-версия», и зачастую, в нашем современном бытовом понимании оба понятия не всегда пересекаются. Попробуем разобраться почему.

С тех пор, как придумали электромузыкальные инструменты, во множестве стала распространяться игра в малых составах, зарождались новые течения в музыке, рок-н-ролл, а впоследствии и рок-течения дали миру множество популярнейших и по сей день произведений, исполняемых всегда, везде и повсеместно.

В нашей стране, в советскую эпоху, несмотря на различные запреты эти композиции также исполнялись иногда тайно, иногда явно, на них учились ансамблевой игре или просто осваивали на этих примерах новые для той поры музыкальные инструменты. Чаще всего и прежде всего объектом разучиваний и исполнений, несомненно, являлись бессмертные композиции группы The Beatles.
Название для определения таких коллективов в нашей советской тогда еще стране не могло быть связано со словом «рок» («рок-группы» стали модны несколько позже), поэтому их называли ВИА (Вокально-инструментальный ансамбль).

Распространение ВИА в нашей стране было, как и на западе, (да и на востоке) чрезвычайно велико, стали проводиться всевозможные конкурсы среди профессиональных, а также и среди самодеятельных коллективов. Репертуар, в большинстве случаев, был отечественный, реже — западный, и даже среди профессиональных коллективов некоторые композиции переходили «из рук в руки», и иногда сложно было определить, кто именно первый исполнил или являлся автором той или иной песни. Разумеется, в силу разного уровня подготовки музыкантов, эти композиции звучали несколько по-разному, несмотря на то, что особенно на ранних этапах коллективы в большинстве своем старались друг друга копировать (то же самое происходило и на западе). Исключение составляли самородки, которые впоследствии и сами стали теми, которых пытались копировать другие и чьи композиции также стали «хитами», переигранными всеми и исполняемыми по сей день.

Однако не все коллективы могли добиться похожести на оригинал не только в силу уровня мастерства, но и в силу ограниченности состава, и поэтому, зачастую переаранжированная и переделанная под возможности конкретной группы композиция имела уже совсем иное звучание, темп и стиль, весьма далекий от оригинала. Здесь мы подошли к понятию «кавер-версия», которое означает исполнение какой-либо более или менее известной композиции в несколько измененном звучании, аранжировке, а зачастую и стиле другим коллективом или музыкантом. Кавер-версия может быть как весьма близкой к оригиналу, так и диаметрально расходящейся с ним.

Ярким примером исполнения настоящих кавер-версий может являться группа DIRTY LOOPS.

Однако в наших реалиях, коллективы, которые озвучивают различные мероприятия (корпоративные вечеринки, праздники, свадьбы) зачастую стремятся исполнять известные хиты так, чтобы исполнение максимально приближалось к оригиналу, путем полного копирования саунда, тембра голоса, темпа, состава инструментов и аранжировки,не говоря уже об использовании оригинальных «лупов», бэк-вокалов, подложек под «клик» и даже оригинальных «минусов», и, повсеместно называясь «кавер» группами, по сути таковыми не являются.
Часто это оправдывают, (иногда оправданно) полагая, что слушатели именно этого и ждут, а с другой, экономической стороны, заказчику и эвент-агенту гораздо выгоднее пригласить на мероприятие «кавер» группу, которая исполнит близко к оригиналу любимые хиты, нежели «звездного» оригинального исполнителя.